Диалоги о цифровом образовании


Обзор диалогов о цифровом образовании

В конце 2018 года в Москве прошла конференция в области образовательных технологий EdCrunch.

Университет НТИ «20.35» взял интервью у гостей конференции и выложил на своем канале.
Обсуждались темы:
·Развития онлайн-образования и его перспективы полной замены традиционного обучения
·Сбора и обработки, и методах интерпретации данных (Big Data), получаемых в ходе взаимодействия учеников с образовательным программным обеспечением
·Использования искусственного интеллекта (Artificial Intelligence) в обучении
·Адаптивного и персонифицированного обучения
·Использования виртуальной реальности в обучении и тренировки навыков преподавания
·Воспитания гражданина цифрового глобального мира
·Суперспособностей студентов будущего


Мы изучили видео и написали краткие тезисы, но рекомендуем также ознакомиться с полными версиями интервью.

Филип Реджир
Филип Реджир генеральный директор EdPlusДоктор философских наук, является деканом университета
по образовательным инициативам и генеральным директором
EdPlus (Аризонский государственный университет).
Реджир отвечает за расширение программы цифрового
погружения и продвигает лидирующую роль данного
университета в инновациях в образовании.







Полная версия интервью или наши тезисы:
· Главный образовательный тренд по всему миру – переход к онлайн-образованию. Однако оно еще не заслужило такого же доверия, как очное обучение
· Причины бурного развития онлайн-образования: его доказанная эффективность и невозможность удовлетворить растущий спрос на образование
· Онлайн образование изменяет роль преподавателя, но никогда не приведет к полной его замене. Образовательный контент уже доступен в цифровой форме, а преподаватель проводит дискуссии и следит за успеваемостью студентов
· Анализ данных, специальный софт для адаптивного обучения могут нарушить привычный ход образовательного процесса. Время обучения каждого студента меняется в зависимости от скорости изучения — так развивается адаптивное обучение
· «Универсальное обучение» - подход, который апробируется в Университете Аризоны. При составлении онлайн курсов разделяют преподавание неполных и основных университетских курсов. Загружают весь материал в систему управления контентом. Она составляет разные типы курсов, в том числе неоцениваемые курсы, которые не влияют на степень, но которые возможно изучать всю жизнь. Это помогает человеку, которому нужно обновить знания по предмету, если он изучал его в прошлом и ему не требуется полный курс обучения. Это вариант повышения квалификации, когда один курс служит нескольким целям
· Суперспособность студента будущего – быть специалистом по обучению. Должно быть понимание как изучать новый навык, знания или информацию, которые стали необходимым в ходе трудовой деятельности

Тони Бранденбург
Международный консультант по образованию, советник ISTE (Международного сообщества по технологиям в образовании), Австралия. Тони Бранденбург - международный эксперт по образованию и образовательным технологиям, International Center for Leadership in Education (ISTE), с более чем 30-летним опытом. Советник ISTE и других крупных международных организаций.

Полная версия интервью или тезисы:
· Технологии подталкивают к тому, чтобы задуматься о том, как мы мыслим, как мы учим и чему мы учим
· Технологии дали программирование, сбор big data, симуляции и игровое обучение. Учителям приходится учиться менять свое мышление и эффективно их использовать
· Я категорически не согласен с тем, что новые технологии, такие как виртуальная реальность или искусственный интеллект в будущем заменять учителей. Я верю, что по-настоящему горящие работой учителя станут использовать эти технологии
· Качества хорошего учителя не изменились с годами. И в цифровую эру это по-прежнему – творческое и разноплановое мышление, развитые навыки общения, сочувствие и эмпатия
· Учить – это не только стоять у доски и читать лекцию. Концепция преподавателя, как «великого мудреца», которые дарит ученикам уникальные познания ушла в прошлое. Сегодняшнее обучение — это групповая работа, исследования, научная работа, персонализированное обучение. Хороший учитель должен быть хорошим примером для учеников, быть искренним и олицетворять то, чему они учат.
· Задача «цифровой школы» - сместить акцент с технологий на успешность обучения и преподавания
· Реальность такова, что около 80% профессий, существующих сегодня, через 20 лет могут исчезнуть. Поэтому задача сегодняшних учителей научить адаптироваться, думать, работать в команде и учиться непосредственно на рабочем месте
· Традиционные сбор данные об успеваемости и учебном прогрессе должен быть дополнен информацией с различных уровней. Это предыстория учеников, их прогресс за временной отрезок и многое другое. Но самый важный вопрос – в дальнейшей интерпретации данных

Марк Аткинсон
Сооснователь и генеральный директор Mursion, США

Mursion представляет собой платформу по созданию симуляций посредством виртуальной реальности, направленной на развитие основных навыков межличностного общения, необходимых для сотрудников, занимающих самые ответственные должности. Топ 500 корпораций и образовательных учреждений для медицинского персонала, бизнесменов и преподавателей используют Mursion для обучения руководителей навыкам аудирования, деэскалации конфликтов и активных продаж.

Что такое виртуальная реальность (VR) от компании Mursion?


Полная версия интервью или тезисы:
· Виртуальная реальность способна детально создавать учебный кабинет, где для учителей моделируются трудные ситуации, которые могут возникнуть в их работе
· Задача каждого преподавателя в том, чтобы подогревать интерес учеников к общению и обсуждению друг с другом тему, которую проходят
· Важно не решить задачу максимально быстро, а дать возможность попробовать решить её разными способами. А потом выйти к доске и объяснить почему разные решения дают один правильный результат. Учителя не готовы к такой организации учебного процесса. Существуют многочисленные проблемы, которые и можно отрабатывать в виртуальной реальности
· В VR можно отрабатывать собственные преподавательские методы, когда программа собирает данные о твоём собственном поведении, включая мимику лица, интонацию, статистику вопросов разным типам учеников
· Искусственный интеллект используется для выработки правдоподобного поведения виртуальных образов детей. Для этого используется тысячи симуляций, в том числе и с реальными актерами
· Подобные симуляции используются для практики сложных разговоров в крупных компаниях, компаниях где сотрудники общаются с недовольными клиентами, в медицине при общении с тяжелобольными пациентами и их родственниками, с поведенческими психологами
· Для учителей такие практики направлены на выработку навыков индивидуального подхода к каждому человеку, а не к одной упрощенной методике. Так развивается персонализированный подход и дифференциации их методик и подходов к людям с различными особенностями
· Преимущество VR в удобстве её использования при оценке знаний, аттестации. Будущее оценки знаний не в выполнении детьми многочисленных тестовых заданий, а в возможности продемонстрировать свою способность решать задачи разыми методами.
· Навык преподавания – такой же навык, как и медицинские или юридические практики. И ему можно и нужно учиться. Его тщательно формируют эксперты и постепенно осваивают новички путем упорной многократной отработки, прислушиваясь к обратной связи
· «Количество решений, которое учителю приходится принимать каждый день, можно сравнить с количеством обращений в неотложной помощи в случае землетрясения, когда тысячи пациентов поступают одновременно и нуждаются в лечении». И даже сложнее, ведь у учителя 28 «пациентов» одновременно, которые ждут знаний и внимания. Это сложный навык, который требует многократной практики. И VR тут очень полезна.

Робин Голдберг
Будучи директором по работе с клиентами в Minerva, Робин Голдберг руководит всеми аспектами студенческого взаимодействия. Она также отвечает за маркетинг и креатив, включая управление брендом Minerva, повышение осведомленности о нём и его продвижение.

Что такое обучение в Minerva

Полная версия интервью или тезисы:
· Наша программа обучения необычная. Она предполагает обучение с проживаем в кампусе, где первый год начинают в Сан-Франциско и каждый последующий год место проживания меняется. Сеул, Хайдарабад, Берлин, Буонес-Айрес, Лондон и Тайбей.
· При таком обучении вырабатывается чувствительность к глобальным процессам. Такое обучение даёт студентам опыт проживания и общения с людьми разным стран, национальностей и языков
· Мы используем собственную онлайн-платформу для обучения, где нет заранее записанных материалов. С момента входа в класс, ученик вовлечен в деятельность и не является пассивным слушателем
· Мы записываем каждое занятие и используем Data для информативной обратной связи. Если возникают сложности с какой-то темой, занятие можно повторить. Так студенты постепенно оттачивают навыки
· Важная способность студентов будущего – подходить к какой-то задаче и уметь сразу определить в чем проблема и основная сложность, понимать какой нужен подход и какие ресурсы. Такие супергерои могут принести в мир мудрость и сделать его лучше для всех нас.
· Все университеты должны задумать о том, как стать междисциплинарными


Ричард Кулатта
Генеральный директор ISTE (Международного сообщества по технологиям в образовании), США. Ричард Кулатта, будучи генеральным директором ISTE, применяет свой огромный опыт в области образовательной политики, подготовки учителей, образовательных технологий и инноваций в своей деятельности в данном международном сообществе.

Стандарты ISTE: Подготовка студентов к цифровой эре

Полная версия интервью или тезисы:
· Сегодняшние студенты встроены в глобальную систему сотрудничества людей со всего мира. И так как многие задачи решаются с помощью компьютерного кода, нужно начать думать, как программисты и понимать, как быть хорошим гражданином цифрового общества.
· Современные образовательные технологии дают инструменты для самостоятельного создания, структурирования и контроля своего обучения
· Первое поколение таких технологий это замена учебника на онлайн курс. Второе поколение, которое развивается сейчас это когда ученики сами ищут информацию, создают, общаются и сотрудничают друг с другом
· Технологии способны персонализировать процесс обучения, что является важнейшим трендом. Программа подстраивается под вас и даёт больше упражнений и практики на трудные именно для вас темы
· Сейчас еще нет достаточных примеров, но искусственный интеллект и использование Big Data обязательно изменят образование в будущем.
· В будущем, ИИ сможет давать качественные рекомендации по тому, что изучать по конкретной теме, предоставлять обратную связь о результатах вашего обучения или работы. ИИ в тестовом режиме может оценивать качество выполнения письменных работ. До полноценной реализации осталось примерно 2-3 года. И педагоги не могут просто ждать этого момента, уже сейчас нужно начинать задумываться о том, как использовать ИИ на занятиях нужно
· Эксклюзивный факт о новом проекте! Мы провели обширные исследования о науке обучения, включая исследования о мозге. И поняли, что наши знания о базовых принципах обучения не всегда подтверждаются фактами из реальных занятий. И наш новый проект определит основные принципы обучения: сколько информации разумно запоминать, как и когда повторять изученное, справедлив ли миф о стилях обучения, существуют ли визуалы, аудиалы и т.п? Это изменит школьную практику и приблизит её к знаниям о науки обучения
· Поговорим об оптимистичном будущем. Учеба в университете США – очень дорого удовольствие и вряд ли лучшая модель. Развитие онлайн образования уже снижает стоимость. Второй момент – принцип полного рабочего дня при обучении, это 6-8 часов каждый день. Однако некоторые люди уже работают, имеют семьи. И учебные заведения не приспособлены для работы с разными группами и нуждаются в изменениях
· В Китае, в следующие 5 лет откроется 30 новых университета посвящённых только искусственному интеллекту

В Китае три университета входят в топ 50 по миру

· Современное образование должно проактивно использовать новые технологии. И стараться совмещать технические науки с преподаванием общечеловеческих навыков. Технические и гуманитарные науки должны пересекаться намного больше, нужно стирать границы между технарями и гуманитариями и учитывать этические и гуманистические моменты в создании сложных технологий будущего


Элизабет Оуэн
Директор по обучению и анализу данных Age of Learning, США Получила степень доктора философских наук в области Digital Media (Педагогическая школа, UW-Madison), написав аналитическую работу об обучении на основе игр. Является директором по обучению и анализу данных Age of Learning, где она стремится использовать машинное обучение для оптимизации адаптивных обучающих систем. В основе её диссертации лежит исследование взаимодействия «Игры + Обучение + Общество» и итоги работы в игровой лаборатории.

Age of Learning: наша миссия

Полная версия интервью или тезисы:
· Существует несколько уровней использования данных (big data) в образовании. Первый, очень важный и сложный этап – выделить важные данные из потока событий. Затем возможно использование для персонализации сервисов и платформ обучения. Также использовать для визуализации интерфейса, так выполняется метакогнитивная функция – ученик осознает, как и чему он учится.
· В условиях постоянного роста объема данных нужно чётко понимать какие из них нужны вам и как их собрать. Затем применить науку об образовательных данных, чтобы понять их значение. Мой опыт в качестве руководителя команды по сбору и обработки данных свидетельствует что это 80% от всей работы с данными, прежде чем начинать их использовать. Чрезвычайно важно отделить грязные и чистые данные
· Следующий этап после получения чистых данных – их использование для анализа. Здесь помогает EDM (educational data mining) или анализ образовательных данных АОД. Его разработал Райан Бейкер. Метод выделяет данные из большого потока и оценивает их с т.з. науки обучения, затем интегрирует наблюдения людей и качественный анализ
Фото: https://scholar.gse.upenn.edu/baker

Мое исследование находится на пересечении интеллектуального образования данных и взаимодействия человека с компьютером. Я разрабатываю и использую методы для извлечения данных, которые получаются в результате взаимодействия между студентами и образовательным программным обеспечением, чтобы лучше понять, как ученики реагируют на образовательное программное обеспечение и как эти ответы влияют на их обучение. Я изучаю эти вопросы в рамках интеллектуальных репетиторов, симуляций, MOOC / онлайн-курсов и образовательных игр. Я изучаю эти вопросы в контексте K-12 формального и неформального обучения, высшего образования, военного дела и обучения на протяжении всей жизни.

· Когда мы так или иначе отвечаем на вопрос что есть обучение, встает вопрос как его измерить. АОД может использоваться для ответа. Он предназначен для работы с данными и поиска гармоничных методов интерпретации
· Персонализация обучения может стать полезным инструментом, но она не заменит учителей. Она должна стать поддержкой очного группового обучения с учителями и наставниками
· В нынешнюю эру доступности образовательных ресурсов и информации, образование демократизировалось. Люди могут учиться, не посещая специальных заведений. Цифровые потоки и данные изменили природу образования и децентрализовали её. И мы в самом начале этих изменений.
· Кроме сбора данных, важно учиться использовать контекстные данные – демографию, интересы и цели. Так можно использовать желания учеников при создании учебных программ и понимать их реальную пользу и ценность для будущих работодателей


Ю-кай Чоу
Всемирно известный эксперт в области геймификации образования, основатель модели “Октализ”, США. Ю-кай Чоу является автором книг и международным ведущим докладчиком по вопросам геймификации и поведенческого дизайна. Он является создателем Octalysis Framework и автором книги «Геймификация на практике: за очками, бейджами и рейтингами». В настоящее время он является президентом группы Octalysis и основателем Octalysis Prime. Ю-кай был одним из первых пионеров в геймификации, начавший свою работу в этой области в 2003 году.

Геймификация улучшает мир׃ Ю Кай Чоу на TEDx


Полная версия интервью или тезисы:
· Мы знаем, как создать продукт, который вызвал бы нужную реакцию: вовлеченность, погруженность в опыт, удовольствие от обучения
· Обучение – одна из естественных потребностей для человека, в нас заложено любовь к учебе с рождения. Можно сказать, что это единственный прирожденный навык. Маленькие дети очень любопытны, но в какой-то момент школьная система это разрушает
· Ребенок меняет от «Как что-то создать, как это использовать» до «Как это запомнить и воспроизвести на бумаге?». Это бессмысленно
· В игре есть цель, задача, есть определенные ресурсы и препятствия, которые нужно преодолеть. И работа геймера - понять, как использовать ресурсы чтобы преодолеть препятствия и достигнуть цели. Это очень похоже на то, с чем мы сталкиваемся в реальном мире, на настоящей работе. Поэтому людям так нравится играть в игры. И суть в том, как привнести такой же уровень вовлеченности, творчества и удовольствия в учебный процесс
· Кроме учебного процесса, геймификация способна увеличить корпоративные результаты. Такие как продажи, эффективность взаимодействие сотрудников финансового и кредитного отдела (компании Nova Optical, Uber, Microsoft).
· В обучении все дело в мотивации – зачем вы это делаете. Важно не переоценивать внешнюю мотивацию, а понять внутреннюю. Если в обучении нужен результат, то нужно привнести в процесс обучения внутреннюю мотивацию. Учеба должна стать потрясающе интересным занятием

Приглашаем пройти бесплатный курс по обучению основам геймификации


Чарльз Джубан
Руководитель инициативы по оценке эффективности преподавания в Университете Центральной Флориды (UCF), признанный эксперт по учебной аналитике, США. 1996 года он занимается оценкой результативности программы распространения образовательной инициативы UCF.

Почему я выбрала Университет Центральной Флориды

Полная версия интервью или наши тезисы:
· Суть онлайн образования – в изменении методов преподавания. Но сам формат никак не влияет на эффективность
· В нашем институте от преподавателей не требуется хорошо разбираться в технологиях. Они создают курс как им кажется правильным, а мы оказываем техническую поддержку, помогаем с педагогическим дизайном
· Сами по себе данные не говорят ни о чем. Нам нужно их интерпретировать, и создать такую модель: данные в информацию, информация в идеи, идея в действия
· При использовании нейронаук в образовании возникает этический вопрос – до какой степени уместно контролировать людей и среду в которой они живут? Есть черта, за которой применение нейробиологии становится неэтичным
· Нужно присмотреться к новым «новым» идеям, может они уходят корнями в прошлое. Например, идеи адаптивного обучения 65 лет
· Идея Университета 20.35 – дать студентам образовательную траекторию, изменить её, если человек передумает и захочет другого. Это новый тип университета: больше чем онлайн платформа., нейробиология в сочетании с антропологией, психометриками, эффективной педагогикой и грамотным распределением ресурсов. Дать людям увидеть их максимальные возможности и свободу в получении образования
· Супеоспособность будущих студентов – умение регенерировать знания, всю жизнь постоянно обновляя их
· Но каждому супер-студенту нужен супер-учитель. Это одна из опасностей онлайн образования. Мой учитель был для меня супергероем, он изменил всю мою жизнь. Придал мне уверенность в своих силах, знал, что я знаю, что не знаю и что способен узнать. Я для него был открытой книгой. Он стал моим другом. И каждому ученику нужен такой супер-учитель. Меня беспокоит что это может исчезнуть, и YouTube заменит супер-учителя
· Музыка является прекрасным показателем эффективности образования, ценностей



2017-2018 © ООО «Портал Хабаровск»
+7(4212) 31-62-55
+7(924) 205-55-59
10:00-18:00 (UTC/GMT+10:00)
сб, вс - выходные
portalsoft@mail.ru
″ «Цифровая школа» разработана и внедряется ООО «Портал Хабаровск» с 2010 г.

Адрес: 680014, г. Хабаровск, Большой аэродром, ДОС-10/32

Мы в соцсетях