Особенности учета рабочего времени педагогов


Технология построения информационной системы Цифровых школ
Подробнее

Автоматизация питания Хабаровского района
Подробнее

СанПиН 2.3/2.4.3590-20 что нового?
Подробнее

Школьное питание на вынос и на дом по дистанционному заказу
Подробнее

Обзор рабочей поездки Министра просвещения РФ в Хабаровск
Подробнее

О приоритетном проекте «Цифровая школа»
Подробнее

Диалоги о цифровом образовании
Подробнее

Политика конфиденциальности ИСУ "Цифровая школа"
Подробнее

Особенности учета рабочего времени педагогов
Когда школа начинает оказывать дополнительные образовательные услуги, создавать кружки, секции и творческие группы, учет рабочего времени и занятости сотрудников усложняется. В какой-то момент руководство школы может перейти на систему автоматизированного учета, где отражены особенности их учреждения. Для такого случая мы разработали модуль «Учет рабочего времени»
Чтобы создать эффективную систему учета, нужно ответить на вопрос: каковы особенности рабочего времени педагогов и какими нормативными актами они определены?

Далее текст является тезисным изложением статьи «О рабочем времени педагогов»  журнала «Отдел кадров государственного учреждения» №5/2016.

Документы, регулирующие вопросы рабочего времени
· Трудовой кодекс (глава 52); 

· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 
· Приказ Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее – Приказ № 1601);
· 
Приказ Минобрнауки РФ от 27.03.2006 № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (далее – Особенности). 
Одна из основных особенностей в том, что рабочее время складывается из нормируемой и ненормируемой части. И пока нет нормативных актов, регламентирующих учет ненормируемой части, вопросы будут возникать.

Какие нормы существуют?
· Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю.

· Работникам, перечисленным в п. 2.1 приложения 1 к Приказу № 1601, установлена продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю. Старшим воспитателям других учреждений – 30 часов в неделю.

· Для остальных должностей и (или) специальностей установлена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы.

· Для других учителей и преподавателей, перечисленных в п. 2.8.1 приложения 1 к Приказу № 1061, установлена норма часов не педагогической, а учебной (преподавательской) работы – 18 часов в неделю.


Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования (то есть педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу) характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподаванием. Выполнение другой части педагогической работы осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (п. 2.1 Особенностей).

· Ненормированная часть педагогической работы, требующая затрат рабочего времени, вытекает из должностных обязанностей педагогов, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника (п. 2.3 Особенностей)

· Периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся и не совпадающих с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками работников, являются рабочим временем (п. 2.3, 4.1, 4.2 Особенностей).

· Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера (п. 4.6 Особенностей).


Режим рабочего времени учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой, без дополнительной оплаты, в частности занятиями в группе продленного дня, кружковой работой, проведением индивидуальных занятий на дому с обучающимися (п. 2.5 Особенностей).

· Объем педагогической нагрузки учителям и преподавателям определяется ежегодно на начало учебного года и устанавливается локальным нормативным актом учреждения, а педагогам – трудовым договором.

Какие режимы работы педагогов бывают?

В соответствии с п. 1.2 Особенностей и ст. 47 Закона № 273-ФЗ режим рабочего времени и времени отдыха педагогов, включающий предоставление выходных дней, определяется с учетом режима деятельности образовательного учреждения (круглосуточное пребывание обучающихся, воспитанников, пребывание их в течение определенного времени, сезона, сменность учебных занятий и другие особенности работы учреждения) и устанавливается коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом Особенностей.
Если режим рабочего времени и времени отдыха для конкретного работника отличается от общих правил, действующих у работодателя, условие об этом необходимо включить в трудовой договор (ст. 57 ТК РФ).

· Педагогам, а особенно работающим в учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников (школы-интернаты, детские дома, интернаты при общеобразовательных учреждениях), могут быть установлены любые режимы рабочего времени, как пятидневка, так и сменный или гибкий график. Однако для экономии времени воспитателей целесообразно предусматривать установление гибкого графика с суммированным учетом рабочего времени.

Как учитывают рабочее время?
· Работодатель обязан вести табеля учета времени, фактически отработанного каждым сотрудником. Проставлять в нем нужно время, отработанное в течение установленной продолжительности рабочей недели 30 или 36 часов или в пределах нормы педагогических (учебных) часов за ставку заработной платы.

· Форма табеля использования рабочего времени 0504421 и методические рекомендации по его заполнению для государственных и муниципальных учреждений утверждены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н 

· Табель ведется лицами, назначенными приказом по учреждению, ежемесячно в целом по учреждению или в разрезе структурных подразделений. Он открывается ежемесячно за два-три дня до начала расчетного периода на основании табеля за прошлый месяц, применяется для учета использования рабочего времени или регистрации различных случаев отклонений от его нормального использования. Выбор способа заполнения табеля определяется актом учреждения в рамках формирования учетной политики.

· При обнаружении лицом, ответственным за составление табеля, факта неотражения отклонений или неполноты представленных сведений об учете рабочего времени необходимо представить корректирующий табель.


Какая продолжительность рабочего времени возможна?
· Сложности учета рабочего времени возникают у работников, у которых порядок выполнения ненормируемой части педагогической работы нечетко прописывается в локальных актах, графиках или планах.

· За педагогическую или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую работником с его письменного согласия сверх либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплата производится исходя из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической или работы.

Согласно п. 4 приложения 1 к Приказу № 1601 верхний предел учебной нагрузки обозначен только для отдельных категорий преподавателей, которым установлена годовая норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы (п. 7.1, 7.2 приложения 2 к Приказу № 1601).

· Ненормируемая часть педагогической работы в сумме с нормируемой частью не должна быть более 36 часов в неделю, что работодателям необходимо учитывать при составлении графиков и планов работы.

· Если педагог остается на работе сверх этого времени, то это не считается сверхурочным трудом. Привлекать к сверхурочной работе может только работодатель, оформив письменное уведомление и приказ

· Если педагогу требуется работать в выходной или нерабочий праздничный день, например, для участия в каком-либо мероприятии, работодатель должен привлечь его путем направления работнику уведомления. В случае согласия оформляется соответствующий приказ (ст. 113 ТК РФ и ст. 153 ТК РФ)

· Выход педагога на работу в выходной или нерабочий праздничный день по собственной инициативе привлечением к такой работе не считается и соответственно оплачиваться не должен. Кроме случаев, когда суд вынес иное решение.

· Методическими называются дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, которые педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т. п. (п. 2.4 Особенностей). Они не считаются выходными.

· Если методический день локальными актами учреждения не установлен, но согласно графикам и расписаниям у преподавателя оказывается свободным целый день, он может быть привлечен к учебно-воспитательной, методической или организационной работе в пределах нормируемой части рабочего времени. 




2017-2024 © ООО «Портал Хабаровск»
+7(4212) 31-62-55
+7(924) 205-55-59
10:00-18:00 (UTC/GMT+10:00)
сб, вс - выходные
portalsoft@mail.ru
″ «Цифровая школа» разработана и внедряется ООО «Портал Хабаровск» с 2010 г.

Адрес: 680014, г. Хабаровск, Большой аэродром, ДОС-10/32

Мы в соцсетях